Кабинет логопеда
Возрастные особенности развития речи детей 4-7 летВозрастные характеристики речевого развития детей Особенности речи детей 4-5 лет У ребенка пятого года жизни речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные. Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Особенности речи детей 5-6 лет Речь продолжает совершенствоваться, в том числе и ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух (замечают ошибки в звукопроизношении) и интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети могут использовать в речи несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика, обогащаясь синонимами и антонимами. Развивается связная монологическая речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке передавая не только главное, но и детали. Воспроизводят стихи с интонационной выразительностью. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В общении пользуются умеренной громкостью голоса. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Особенности речи детей 6-7 лет В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает нужного уровня для свободного общения со взрослыми и сверстниками. Все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, чаще употребляет отвлеченные понятия, сложные и многозначные слова, эпитеты, понимает метафоры. Используют обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия. На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. Грамотно используют все части речи, строят сложные предложения. Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Правильно произносят все звуки, замечают ошибки в звукопроизношении. Приобретают некоторые навыки звукового анализа слов; четко и внятно произносит фразы; говорит громко, тихо или шепотом в зависимости от ситуации; изменяет темп речи; пользуется интонационными средствами выразительности. 17 ноября 2015 в 18:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.